Сет Годин: Как избавляться от клиентов, которые вам не подходят

0
209

Проекты заканчиваются, а карьера продолжается

Сет Годин: Как избавляться от клиентов, которые вам не подходят

Фото: theartof.com

Что полезного может сделать фрилансер для своей карьеры, так это научиться избавляться от плохих клиентов. Отказ от плохих клиентов — важный шаг на пути к появлению хороших.

Для начала стоит понять, в чем мы не сходимся с клиентами:

  1. Наиболее очевидная нестыковка связана с навыками. Им нужно то, что у вас не очень хорошо получается.
  2. Несовпадение темперамента. Они не проявляют уважения к вам.
  3. Несоответствие с точки зрения качества. Вы хотите выполнять более сложную, искусную или достойную работу, а они подталкивают вас к дешевой, быстрой и глупой.
  4. Несоответствие в оплате. Они платят вам по старым расценкам, но по мере роста ваших навыков и репутации выросла и ваша стоимость.
  5. Несоответствие в плане репутации. Вы не хотите ассоциироваться с тем, что клиент делает или как он это делает.

Если порвать с клиентом в приступе ярости, это вряд ли изменит подход клиента к исполнителям и к работе. А вот постепенная потеря уважения и ресурсов чаще может привести таких клиентов в чувство. Не стоит устраивать драму из расставания с клиентом. На деле все остаются в выигрыше, когда вы передаете клиента, который вам не подходит, тому, кто может лучше вас справиться с его потребностями и подходами.

Фрилансерам важно поддерживать свою репутацию. Выход из проекта в самом разгаре вредит репутации, и ваши обещания должны что-то значить. С другой стороны, иногда страх перемен вынуждает нас работать с клиентом дольше, чем это того заслуживает, и дольше, чем мы обещали.

Магия фриланса заключается в том, что проекты заканчиваются, но карьера продолжается. Если вы можете довести проект до финишной черты, это, вероятно, лучше отразится на вашей карьере, чем привычка бросать дела на полпути.

Задайте себе несколько вопросов, чтобы прояснить ситуацию:

  • Достаточно ли упорно я работал и совершенствовал свои навыки, не говоря уже о развитии отношений с клиентами и внешних связях, чтобы найти более достойных клиентов, способных заменить этого клиента?
  • Думаю ли я о разрыве потому, что вчерашний день был особенно трудным, или у этого есть долгосрочная стратегическая причина?
  • Чего может стоить моей карьере дальнейшая работа с этим клиентом вместо более правильного варианта? Каждый день, потраченный на это, я не трачу на что-то другое.
  • Могу ли я уйти с гордо поднятой головой, или это эгоистичный поступок, который мне придется скрывать от других людей в отрасли?
  • Какие шаги нужно предпринять, чтобы закончить этот проект и получить рекомендацию от клиента?

Последняя мысль: задумываться о том, стоит ли прекратить работу с клиентом, лучше всего накануне того, как вы за нее возьметесь. Если у вас есть конкретный набор принципов, это позволяет намного легче справляться с давлением и трудностями в самые тяжелые дни, потому что вы делаете стратегический, а не вынужденный выбор.